Смысловые группы, слитное произношение, ударение и паузы в английском языке

Ferguson

New member
Разборчиво говорить по-английски, и быть понятным для всех – это не только правильно произносить гласные и согласные звуки, использовать соответствующую интонацию, расставлять правильное словесное ударение. Не менее важным при разговоре является также необходимость делать паузы в предложении между так называемыми смысловыми группами (синтагмами), а внутри слысловых групп все слова произносить слитно. Итак, носители английского языка не говорят непрерывно. Они делают небольшие паузы между определёнными группами слов (смысловыми группами). Но произнося слова во многих случаях слитно (причём этого требуют правила английского языка), нам кажется, что они “глотают” часть слов и часть слогов. Чтобы нам перестало так казаться, мы сами с вами должны научиться так делать.


Так зачем же делать паузы?
Во-первых, короткие пазы между группами слов, называемыми ”смысловыми группами”, дают слушателю возможность разобрать, ”переварить”, усвоить, и полностью понять, что вы только сказали, а также быть готовым к пониманию того, о чём вы собираетесь говорить далее.
Например, сравните произношение следующих двух предложений


´Why would you ´go to ´school when you could ´work and ´earn ´money
и
´Why would you ´go to ´school | when you could ´work | and ´earn ´money?


(Ударения в английском языке в специальной учебной литературе мы обозначаем в виде чёрточки, расположенной в верхнем регистре, непосредственно перед ударным слогом. Короткие паузы между смысловыми группами обозначаются вертикальной линией |.)


Вторую фразу понять значительно проще для носителя английского языка, потому что между смысловыми группами, а именно группами слов, представляющими собой отдельную мысль, были сделаны короткие паузы. Пауза и позволяет слушателю быстро осознать, усвоить и понять каждую предыдущую часть предложения перед последующей. Помните, эта короткая пауза оказывается очень эффективной для понимания устной речи.


Паузы и ударение.

Чтобы вас понимали, необходимо делать паузы ещё и потому, что носитель языка, говорящий по-английски, бессознательно выделяет и последнее знаменательное слово каждой смысловой группы. Таким образом, последнее знаменательное слово смысловой группы произносится с более сильным ударением и изменением высоты тона голоса. Более сильное ударение изображается стрелочкой вверх ↑ вместо черточки´перед ударным слогом.


´Pausing in ´English is essential | if you ´want to be ↑understood.​


Например, мы не просто произносим с паузами “Why would you go to school | when you could work | and earn money?” Мы также ставим более сильное ударение на последнем знаменательном слове в этих смысловых группах. Мы выделяем сильным ударением три слова: “school”, “work”, и “money”. Отработайте чтение следующего предложения:


´Why would you ´go to ´school |​


when you could ´work |​


and ´earn ´money?​


Помните, что в разговоре на английском языке ваша задача – быть понятным, говорить отчётливо и членораздельно. Ваш собеседник не должен напрягаться, вслушиваясь и разбирая вашу речь, чтобы её понять. В противном случае, ваш собеседник будет избегать разговоров с вами в следующий раз. Поэтому очень важно делать паузы и ударения в вашей речи.​


Ударные слова в предложении.В английском предложении под ударением, как правило, стоят так называемые знаменательные слова: существительные, прилагательные, смысловые глаголы, числительные, наречия, вопросительные местоимения (who, what, where, when, why, how, и др.), указательные местоимения (this, that, these, those, such, the same), возвратно-усилительные местоимения (myself, ourselves, yourself, yourselves, himself, herself, itself, themselves), а также притяжательные местоимения в абсолютной форме (mine, yours, his, hers, its, ours, yours, theirs).
Кроме того, под ударением оказываются и вспомогательные глаголы, если они находятся в своей отрицательной форме (don’t, doesn’t, hasn’t, haven’t, can’t, coudn’t. mustn’t и т.д. В этом случае на них, обычно, падает возникающее естественное логическое ударение.


Неударными обычно бывают служебные слова (артикли, союзы, предлоги и вспомогательные и модальные глаголы), очень часто глагол “to be”, даже когда он не служит в качестве вспомогательного глагола, а также личные, притяжательные местоимения, и частицы.


Примечание. В русском языке, в отличие от английского, служебные слова, такие, как личные и притяжательные местоимения, обычно бывают ударными. Например, сравните произношение следующих словосочетаний, имеющих только одно ударение, с произношением русских словосочетаний ”его книга”, ”её работа”, ”их разговор/дискуссия”: his book [hɪz’bʊk], her work [hə’wɜːk], their discussion [ðɛədɪˈskʌʃən].


Итак, когда мы говорим по-английски, мы обязательно делаем следующее:


  1. Мы делаем паузы между смысловыми группами – группами слов, объединенными между собой грамматически и по смыслу.

  1. Начиная говорить по-английски, мы начинаем выделять в смысловой группе последнее знаменательное слово более сильным ударением.

Логическое ударение. В случае необходимости выделения по смыслу какого-либо слова, которое говорящему, кажется особенно важным, под ударение могут быть поставлены и такие слова, которые обычно бывают неударными, и, наоборот, знаменательные слова, обычно имеющие фразовое ударение, могу его терять.
Например, мы пользуемся логическим ударением, когда противопоставляем различные идеи, представляем новую информацию, делаем уточнения и исправляем ошибки, подчёркиваем своё согласие.


Теперь разберём один из треков из популярного англо-английского учебника New Headway, 4th edition, уровень Intermediate.


После знака ударения я выделил и первую букву слога, находящегося под ударением слога, для удобства восприятия. Не забудьте, что все слова внутри каждой смысловой группы произносятся слитно между собой. А безударные слова, сливаясь, чаще всего произносятся в своей редуцированной форме (например, can чаще произносится как [kn]. Произносить слитно слова внутри смысловой группы в английском языке – это навык, который требуется выработать в обязательном порядке. К сожалению, механика этого сайта не позволяет здесь показать стандартные значки связок между соединяемыми между собой звуками. Попробую это сделать одной из арабских букв. Как и отдельные предложения, смысловые группы внутри предложения отделяются между собой при чтении и говорении короткой паузой (|).
Заметьте, что в первом случае употребления в тексте слова “about”, оно является предлогом и не стоит под ударением, а во втором случае – это наречие (“около, приблизительно”) и является знаменательным словом.


Things I’m passionate about.


Julia


I’mﮟ´reallyﮟ´passionateﮟaboutﮟ´playingﮟ´tennis. | I’veﮟbeenﮟ´playingﮟ´nearlyﮟ´twentyﮟ´years. | Iﮟ wasﮟabout … ´sevenﮟorﮟ´eight. | whenﮟIﮟ´startedﮟ´havingﮟ´lessons, | andﮟIﮟhadﮟaﮟ´fantasticﮟ´teacher. | Iﮟ´thinkﮟ´that’sﮟ´whyﮟIﮟ´stillﮟ´loveﮟit | – sheﮟwasﮟ´passionateﮟaboutﮟtheﮟ´sport | andﮟthatﮟ´influencedﮟme. | I’veﮟ´playedﮟinﮟ´competitions, | ´mainlyﮟwhenﮟIﮟwasﮟatﮟ´school, | Iﮟ´stillﮟ´doﮟ´sometimes. | Iﮟ´enjoyﮟit, Iﮟ´think, (|) becauseﮟit’sﮟaﮟ´veryﮟpsycho´logicalﮟ´game. | Iﮟ´mean, (|) ifﮟyou’re ´playingﮟ´badly | youﮟhaveﮟtoﮟ´pushﮟ´yourselfﮟtoﮟ´continue, | it’sﮟ aﮟ´challengeﮟ´notﮟ toﮟ´giveﮟ´up. | It’sﮟalsoﮟa´veryﮟ´sociableﮟ´sport | – I’veﮟ´madeﮟ´lotsﮟof ´friends ´playing ´doubles, | andﮟit’sﮟaﮟ´gameﮟthatﮟ´doesn’tﮟhaveﮟtoﮟbeﮟ´expensive | – ´anyoneﮟcanﮟ´play – | ´allﮟyouﮟ´need isﮟaﮟ´tennis ´racket. | Youﮟ´don’tﮟ´needﮟ´expensiveﮟ´clothingﮟorﮟ´equipment, | likeﮟyouﮟ´doﮟ´skiing, | andﮟit’sﮟaﮟ´wayﮟtoﮟ´keepﮟ´fitﮟ´allﮟ´yearﮟ´round | – there’sﮟ´onlyﮟ´aboutﮟ´threeﮟ´months | thatﮟyouﮟ´can’tﮟ´play. | WhenﮟIﮟ´livedﮟinﮟ´Australia
| Iﮟ´playedﮟ´everyﮟ´weekﮟofﮟtheﮟ´year. | Iﮟ´adoredﮟthat, | itﮟwasﮟ´brilliant.


Примечание. (|) – пауза в этом случае может отсутствовать при более высокой скорости говорения


Попытайтесь отработать слитное чтение этого текста с паузами в указанных местах. Для этого потребуется изрядно постараться. Но после этого вы поймёте, что многое изменилось: вам стало легче говорить, и вам стало легче понимать разговорную речь.
 
Top